Вернуться на главную страницу BeTimes


BeOS Ring
<< Предыдущий Случайный Следующий >>
BeOSring: виртуальное объединение русскоязычных BeOS-ресурсов
Основаная информация
 информация 
Совместимое оборудование
 оборудование 
Руководства пользователя
 руководства 
Программное обеспечение
 приложения 
Полезные рекомендации
 рекомендации 
Национальная Ве-премия
 Ве-премия 

 
СТАТЬИ   ФОРУМ   ССЫЛКИ   ПОИСК   АРХИВ   НАПИСАТЬ  
СЕГОДНЯ
В НОМЕРЕ


ОСНОВНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ

Что такое BeOS, история ее появления и становления, основные отличительные особенности



РУКОВОДСТВА
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Размещенные как на этом сайте, так и на сайтах, объединных в BeRing, описания работы с BeOS шаг за шагом, которые будут полезны как новичкам, так и опытным пользователям.



СОВМЕСТИМОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ

Данные о совместимости BeOS с почти девятью сотнями видов компьютерного оборудования.



ПОЛЕЗНЫЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

Ответы на наиболее часто возникающие у пользователя проблемы, связанные с работой BeOS или ее приложений.


ПОСЛЕДНИЕ ПОПОЛНЕНИЯ:
Перевод шестнадцатого информационного сообщения (NewsLetter16) группы OpenBeOS
 
Закажите загрузочный CD-диск с BeOS 5 PE и кучей софта! Вы платите только стоимость CD-матрицы и за пересылку!
 
ПОСЛЕДНИЕ ПОПОЛНЕНИЯ:
Раздел совместимого оборудования пополнен данными о совместимости 27 устройств

Вернуться к списку статей

Почему BeOS проиграла

Многие пользователи Mac'а оспаривают выбор Apple в пользу NeXTstep по сравнению с BeOS при создании Mac OS X. Было высказано много технических аргументов и послано много проклятий на Apple и Microsoft. Нижеследующее призвано обосновать выбор Apple в пользу NeXT. Также содержится несколько идей по поводу BeOS.

Основной ошибкой BeOS являются частые обвинения в адрес третьих лиц, к примеру Microsoft, о выдворении с рынка. Это вполне впиталось в кровь и плоть сторонников BeOS.

Microsoft давила на ОЕМ с тем, чтобы не устанавливать BeOS в их системы. Большое дело! Microsoft вела себя также и в отношении других операционных систем. Справедливо ли это? Нет. Но действительно ли Microsoft разрушила Be? Думаю, тоже нет.

Be сделала массу ошибок, общих для инноваторов, кроме того, она не смогла найти своего места на рынке и исповедовала нежизнеспособную бизнес-модель. Давайте разберем часть ее ошибок.

Классические ошибки

Ниже перечислены ошибки постоянно совершаемые все новыми и новыми компаниями, которые, тем не менее, никогда не удастся исправить.

1. Неявный Unix

BeOS включает мощную командную строку и сходные с Unix принципы, которые позволяют компилировать и запускать приложения, совместимые с POSIX. Все Unix-подобные операционные системы покинули рынок, кроме Linux (которая является свободно, но для всех целей действительно является Unix). Операционная система Amiga развивалась на сходных принципах и тоже умерла. Возможность компилировать приложения, совместимые с POSIX само по себе не является серьезным рыночным достижением (даже Windows NT может это делать).

Урок: Если Вы не собираетесь делать свою операционную систему точным клоном Unix, например Linux или Mac OS X, не следует делать вашу систему Unix-подобной.

2. Благодарите разработчиков

BeOS была создана гиками для гиков (мы еще вернемся к этому при обсуждении маркетинговых ошибок). Создание операционной системы с фантастическими возможностями само по себе не является продажей программного обеспечения. Посмотрите на успехи Windows 95 и, в данном случае, Mac OS-9. 64-битная основанная на принципах баз данных файловая система и многопоточные библиотеки как основа эффективного ядра могут порадовать разработчиков и гиков, но не могут продать программное обеспечение. Компании, производящие программное обеспечение смотрят на то, сколько денег они могут заработать, развивая определенную платформу, а не на то, насколько она легка для создания умопомрачительного софта. Для того, чтобы BeOS стал успешной платформой необходимо наличие значительного числа добровольцев и/или несколько индустриальных гигантов. Когда существовало сообщество энтузиастов BeOS, Linux оттянул на себя основную часть разработчиков-энтузиастов. Привлекать же богатых бизнес партнеров Be собралась только тогда, когда было уже слишком поздно.

Урок: Вы не сможете привлечь разработчиков и партнеров совершенством своей технологии до тех пор, пока не покажете им, какие бабки они могут на этом зашибать.

3. BeBox

Собственное железо очень сложно развивать, особенно если у вас нет постоянного круга пользователей. IBM может получать огромные прибыли от продажи мэйнфреймов, поскольку у нее есть устоявшаяся клиентура и устоявшийся рынок. Аналогично, Apple может получать прибыли от якобы собственного железа, поскольку базируется на постоянных пользователях и существующем рынке. Принимая во внимание, что основным отличием BeBox'а от других компьютеров была двухпроцессорность (что само по себе дороговато), а также Geek-port, несложно понять, почему опыты Be с железом окончились провалом. Сколько денег они грохнули в это дело?

Урок: Вы не сможете сделать деньги ни на чем, если у этого чего-то нет рынка, либо вы готовы этот рынок создать. Это справедливо и для компьютерного оборудования.

4. GUI нам поможет

Вера в могущество пользовательского интерфейса - одна из самых простых ошибок. Если действительно просто передвигаться между файлами и окошки выглядят симпатично, то все в порядке. Это - ошибка. Ни симпатичность GUI, ни его отзывчивость не привлекут пользователей до тех пор, пока этот интерфейс не станет обладать кроме красивости еще и функциональностью. Ранние версии Mac OS были не особо симпатичными, но их черно-белые окна позволяли пользователям делать на персональных компьютерах то, чего раньше они делать не могли. К моменту выпуска BeOS уже были выпущены Windows 98 и Mac OS 8.x, которые куда лучше справлялись с подключением к Интернету, разделением файлов и печатью, то есть теми задачами, которые чаще всего встают перед пользователями.

Урок: Симпатичный GUI не может спасти операционную систему (даже Apple пришлось повторять этот урок после выпуска Mac OS X)

Коммерческие и маркетинговые ошибки

Описанные ошибки Be демонстрируют плохое планирование и плохое понимание рынка.

1. Рынок гиков

Машина с конфигурируемым и программируемым портом расширений? 64-битная файловая система, построенная на принципах баз данных? Продвинутое ядро? Все это не будет иметь решающего значения, если вы не еще не сформировали рынок. До этого все это может быть лишь основой для будущих релизов.

Использование всех этих аттрибутов в операционной системе для того, чтобы продать ее (гикам) является, наверное, одной из самых грандиозных ошибок в истории. Кое-какую логику можно усмотреть только в предположении, что приобретшие ее гики начнут создавать впечатляющие приложения, но это слишком неприбыльный бизнес-план. Это также противоречит тридцатилетней тенденции превращения компьютеров в более простой и более понятный инструмент. Когда Ве все-таки сместила фокус своей маркетинговой политики, но продолжала использовать техническое совершенство своей операционной системы, этого было уже слишком мало и слишком поздно.

Урок, в общем, достаточно прост: Если вашим целевым рынком являются пользователи, намеренные самостоятельно программировать порты, вы вероятнее всего потеряете деньги.

2. Что такое сервер?

BeOS дебютировала в 1995, именно тогда, когда началось взрывное развитие Интернета. BeOS была создана как операционная система для персональных компьютеров. К сожалению, в момент этого дебюта и в последующие годы, большее внимание стало уделяться развитию серверных операционных систем. Более того, идея разделения кода между персональной и серверной операционными системами стала в настоящее время превалирующей. Это во многом было вызвано стремлением Майкрософт пересадить пользователей на NT-технологии и стремлением производителей оборудования увеличить мощь и функциональность своих продуктов (что вело к увеличению продаж). Когда BeOS была запущена, были упущены опции, ориентированные на работу с сетями/серверами, по сравнению с Unix или даже Windows NT. Be сама вызвала свое падение. Двумя годами позже BeOS все-таки получила некоторые серверные опции и даже продемонстрировала возможность запуска Apache. Но опять-таки, этого было слишком мало и слишком поздно.

Урок: Если вы неправильно оценили требования рынка, вам придется потратиться на реагирование на эти нужды рынка. Конечно, Ве не могла предполагать такого развития событий… Но именно про такие случаи и говорится 'кто-то теряет, кто-то находит'.

3. Что такое интернетовские штучки?

BeOS также недооценила феномен интренета. Броузеры пережили несколько версий прежде чем стали неотъемлемой частью Мак'а или РС, и обзавелись к этому времени массой плаг-инов от сторонних разработчиков. Совместимость с Интернетом была добавлена тогда, когда она потребовалась. Но BeOS может проигрывать восьмипоточное QuickTime видео! Кому это надо? Броузеры и, на определенном этапе, America Online, стали определяющим программным обеспечением девяностых. Упустив создание броузера, Be увлеклась инжинирингом QuickTime.

Урок: Если у вас нет хорошего броузера, у вас нет шансов закрепиться на персональном компьютере. Время такое.

Apple подложила бомбу под Be

Многие сторонники BeOS обвиняют Apple в предпочтении NeXTstep при разработке Mac OS X на том основании, что Стив Джобс принял ключевое участие в решении этого вопроса. Они утверждают, что Apple в первую очередь коммерческая организация и заработал бы больше, приобретя BeOS и построив Mac OS X на ее основе.

Это отражает наиболее живучий миф о BeOS, точнее о том, что BeOS может являться простой заменой для Mac OS. Многие энтузиасты Be верят в это на том основании, что классические приложения Mac OS могут быть запущены из BeOS. Звучит красиво.

Однако, BeOS требует серьезного инжиниринга для повышения привлекательности для простого пользователя. Операционная система, как уже упоминалось, может запускать восемь потоков QuickTime-видео одновременно, но не может делать более полезных вещей. Все превосходство системы сосредоточилось в малозаметных для обычного пользователя опция, типа файловой системы.

Эта идея также родила предположение, что разработчики будут портировать свои продукты под BeOS. Поскольку в BeOS нет 'Carbon'-слоя, разработчики могут делать сразу две версии приложений под Mac- одну официальную и одну для BeOS. Поскольку графическая подсистема и GUI совершенно различны, а также существуют утилиты для Mac OS и BeAPI, это будет равнозначно полному написанию приложения под совершенно новую платформу. Более того, не существует большого количества разработчиков приложений под BeOS, которые могли бы заняться портированием приложений.

Разработчики просто не хотят этого делать, и Apple это поняла. Когда надо было выбирать между Be и NeXT, Apple предпочла использовать 'Carbon' перспективе разработки приложений под совершенно новую операционную систему. Это позволило разработчикам писать одно приложение, которое будет работать на обеих платформах. Поскольку обе операционные системы требует слоя 'Carbon' и целой массы инжиниринга и использования утилит, решение, вероятнее всего, было обосновано тремя основными пунктами.

  • Существует значительное количество разработчиков, хорошо знакомых с Unix. Также существовал и существует определенный круг опытных и активных разработчиков под NeXTstep (Cocoa). Даже не такое техническое совершенство, как у BeOS, при наличии возможности портировать и отладить операционную систему, должно было обеспечить выигрыш NeXT.
  • Unix уже имеет совместимость с сетями и серверами. Выбор NeXT дал Apple возможность серьезно конкурировать в части серверов. В случае выбора BeOS потребовалась бы масса времени для тестирования, проверки и разработки для того, чтобы потеснить BSD на этом рынке.
  • Наиболее циничной причиной являются деньги. Какая операционная система позволит вам заработать больше денег - легкая и эффективная, которая может одновременно проигрывать восемь потоков видео на G3 или тяжеловесная Unix-подобная? Apple в первую и основную очередь производитель железа. Наиболее привлекательные возможности BeOS требуют лишь памяти и дискового пространства. В тот период, когда Apple запускала Copland, диски уже измерялись несколькими гигабайтами и стандарты памяти выросли до 32 мегабайт. Добавить лишь дисковое пространство и немножко памяти - это не совсем то, что по мнению Apple могло бы привести к полной замене оборудования пользователями.

А также

Для вас может оказаться неожиданным, что BeOS - одна из моих любимых операционных систем в течение долгого времени (наряду с Amiga OS). Я, прежде всего, гик. Когда я оправдываю выбор Apple в пользу NeXT, я делаю это не без содрагания.

Близится десятилетняя годовщина Power Mac. Я помню, что при дебюте System 7 нам обещали потрясающе быструю, родную для процессоров PowerPC операционную систему. Да, по истечении десяти лет я понимаю, что эти обещания были враньем. Вопреки всем их обещаниям, мой Power Mac 7100 никогда не дождется такой операционки.

И в заключении еще немножко о BeOS. Ниже приведены два монолога, одни отражает мнение защитников BeOS, а второй - автора этих строк. Истину ищите сами.

Защитник:
BeOS умерла потому, что Microsoft и Apple работали против нее. BeOS была столь продвинута, что они боялись потерять свои рынки. BeOS была столько элегантна и быстра, что могла одновременно воспроизводить восемь потоков QuickTime-видео. Ей было сложно полностью забить любой жесткий диск и любую память, и при этом она была стабильна, как камень. Стив Джобс попросту опустил Be, когда начиналась разработка Mac OS X. Он просто протолкнул свой второй проект, NeXTstep, в качестве основы для Mac OS X.
Автор:
BeOS обладала техническими возможностями, позволявшими пользователям делать такие бесполезные вещи, как проигрывать восемь потоков видео одновременно, либо искать на винчестере файлы наиболее интеллигентным способом. Она правда плохо справлялась с распечаткой документов и Web-серфингом, и не позволяла пользователям получать время от времени что-то новенькое. Она бесполезна как серверная платформа или платформа Java. Количество программистов под BeOS не велико. Apple сделала правильный выбор в пользу NeXT. Большие парни не убивали BeOS; ее смерть была вызвана чередой принципиально неправильных решений, аналогичных сделанных ранее другими компаниями и непреодолимых. Это была великая операционная система, построенная на неправильных принципах, и ответить за это должен кто-то в самой Be.

Вернуться к списку статей

НОВОСТИ
ОТОВСЮДУ

4 июля
BeOS Journal:
Выпущен испанский дистрибутив BeOS (edicion del revelador de BeOS), являющийся испаноязычным вариантом BeOS 5.0.4 DE

3 июля
YellowTAB:
Опубликован план выпуска BeOS NG: первая бета-версия в начале августа, вторая бета-версия в конце октября, официальный выпуск Home Edition и Developer Edition - в ноябре, DeLux Edition - в начале будущего года. Все версии будут платными, цена составит от 39 до 99 долларов.

BeOS Journal:
Группа OpenBeOS с 6 июля открывает канал вопросов и ответов на IRC: сервер: irc.openprojects.net, канал #obos_q&a

BeUnited:
BeUnited предложила сделать пожертвования для финансового обеспечения ее участия в процессе против Microsoft.

2 июля
BeOS Journal:
Выпущен двадцать первый Newsletter группы OpenBeOS.

LeBUZZ:
LeBuzz вновь в строю! Более того, LeBuzz.com стал еще краше!

1 июля
BeGroovy:
Вышел релиз Cosmoe 0.5.3, включающий патчи, облегчающие компиляцию.
Открыты полные исходные коды Blender 3D.

30 июня
BeOS Journal:
Долгожданная бета-версия Refraction выпущена.

27 июня
OpenBeOS:
Инго Вейнхолд опубликовал ReadMe по запуску билда OpenBeOS и созданию загрузочной дискеты. ReadMe включен в корневой каталог CVS. Маленькая рекомендация: Инго советует делать все это через Bochs.

BeForever:
Объявлена дата релиза Refraction от Xentronix - 30 июня 2002.

СТАТЬИ   ФОРУМ   ССЫЛКИ   ПОИСК   АРХИВ   НАПИСАТЬ  
Основаная информация Совместимое оборудование Руководства пользователя Программное обеспечение Полезные рекомендации Национальная Ве-премия
SpyLOG
Идея, контент, дизайн: ©Мальчик Зима, 2002