BeOS - 10 лет
SD 4 июня, 2004 - 18:00.«Не похоже, чтобы PalmSource устроил вечеринку по этому юбилейному поводу, но это повод для нас (бывших)пользователей, вспомнить эту media OS, как новаторскую операционную систему второй половины 90–х.
Можно считать, что в начале 1994 года за стены Be Inc вышла первая версия ОС, доступная партнёрам и разработчикам. В этом году весть о «новой и восхитительной ОС» начала расползаться среди компьютерных фанатов и первые независимые разрабочики получили к ней доступ» — пишет бывший главный редактор BeNews Eugenia Loli–Queru в статье на osnews.com. Мы приводим перевод этой статьи.
-
«Компания Be Inc была создана в 1991 бывшими работниками Apple (включая одного из директоров Jean–Louis Gassée и создателя первого «карманного компьютера» Newton Steve Sakoman. (Стив ныне опять в Apple, руководит самым успешным ныне проектом–продуктом iPod ). Некоторое количество бывших NeXT–(проект первой мультимедийной ОС на основе Unix от Стивена Джобса, основателя Apple, лежащий в основе нынешней Mac OS X — CД) и Apple–инженеров, а также разработчиков для Amiga(первая и пока последняя настоящая мультимедийная платформа — СД) присоединились к Be позже. «Отец» BeOS (в смысле изначального кода), Benoit Schilings (ныне работает на Openwave.com) пришел в компанию на стыке 1992–93 и начал работу над многими компонентами OS. Легенда гласит, что в то время BeOS был консольным (только режим командной строки), но компании нужны были деньги, соответственно и люди, которые деньги дадут.
Была пятница. JLG попросил Benoit быстренько склепать чего–нибдуь «приятно–графическое» к понедельнику. Чтобы обаять потенциальных инвесторов. И так появлися первый app–server для BeOS. За три дня.
Mipsys, Raphael Moll и Beatware были среди первых получателей BeBox (первые двое получили H0bb1t–версию, версия BeBox на основе Motorola PPC–based BeBoxen начала поставляться после 1995). «Это была ОС BeoS 0.99 exp, с кодовым именем shark(Акула), и она регулярна обновлялась через поставки флоппи–дисков. В следующем году мы получили первый голубой PPC BeBox, точную дату не помню. OS поставлялась на CD; мне сказали что мы были первыми, кто ее получил», вспоминает Raphael.
Это единственный известным мне скриншот версии shark BeOS, 0.99–EXP (1994) на машине H0bb1t (в ней использовались 6–7 AT&T DSP–процессоров вместо обычных CPU). В 1999 я присоединилась к BeNews.com, на том сайте опубликована отличная историческая статья, описывающая релизы BeOS c 1994 по 1999, но, так как сайта больше не существует, английский текст можно прочесть на интернетной «машине времени» web.archive.org. Картинки к статье имеются на литовском сайте, где опубликован перевод статьи.
Лично я начала использовать BeOS со 2–го марта 1999 ( Английский журнал PCPlus вышел с приложенной на CD версией R4) и вскоре познакомилась со множеством людей, использоваших BeOS многие годы. При этом услышала множестов «романтических» историй, например о тех приключениях, с которыми разработчик, позднее получивший работу в Be Inc, тащил голыми руками здоровенный BeBox домой с почты (тогдашний BeBox был намного тяжелее обычных PC), и как мой будущий муж (одни из первых BeOS–разработчиков, тоже позднее работавший на BeInc) проводил дни и ночи, забыв про еду и сон, «развлекаясь» со своим BeBox в 1996.
Кстати о муже. Тут я должна поблагодарить BeOS:) — мы с ним познакомились благодаря дискуссии о некоторых проблемах с драйвером для карт nVidia под BeOS в феврале 2000 на форуме BeNews. Закончилось это свадьбой, и я до сих пор счастлива. ;)
Возвращаясь к нашей теме, вспоминается еще одна забавная история: в 1997–8м Dominic Giampaolo (пришел из SGI, потом работал на QNX, Google, ныне работает в Apple) работал над своим детищем, 64–битной файловой системой BFS, сделавшей всемирно знаменитыми и его и BeOS. BFS тщательно тестировалась на флоппи–дисках при помощи скриптов в круглосуточном цикле, включавшем запись, проверку, очистку, запись и так далее.
Однако по каким–то совершенно мистическим причинам, судя по логам, тест всегда проваливался в 6 часов утра.
Проваливался раз за разом, несмотря на все усилия инженеров вычислить причину. Доминик решил остаться на ночь и заменить логи собственными глазами:) И это помогло. Оказалось, что ровно в 6 утра солнце заглядывало в офис и сильный луч (Калифорния, однако) падал как раз на этот дисковод. Что приводило к сбоям на то время, пока дисковод оставался освещенным.
Другая история: Baron Arnold («владелец» всех ваших BeOS–файлов, наберите ls -l в Терминале:) был известен своими невероятными способностями охотника за «клопами» — ошибками программ. Он никогда не следовал предписанным «научным» методам поиска ошибок, используя интуицию и опыт. Многие бывшие Be–инженеры помнят историю, как Baron в результате охоты за багом в BeBox/BeOS отыскал ошибку внутри процессора Motorola, о которой Motorola не ведали ни сном ни духом. В результате Motorola прислала специального инженера в Be Inc — поскольку Baron умел эффективно эту ошибку воспроизвести. Так он вошел и в анналы Motorola! Ныне Baron, как и многие другие ex–Be, работает в Danger.
Еще одна история: В начале 1999 Be готовила R4.5 release. BeOS, ранее позиционировавшийся как замена MacOS (в 1994–м), ориентировался на привычки MacOS–пользователей. Поэтому сокрашение для копирования и вставки было ALT+C/V, к примеру. Однако в 1999 BeOS был нацелен на рынок PC, соответственно, на тех, кто привычен к Windows. Соответсвенно, PC–пользователи очень громко возмущались и раздражались — они привыкли к CNTRL+C/V. JLG попросил Доминика и других добавить возможность выбора между ALT и CTRL. Половина Be–инженеров даже слышать об этом не желала — это шло поперек имевшейся архитектуры. JLG в стиле диктатора упромыслил инженеров все же сделать это. В каком–то смысле инженеры были правы, и реализовано это было скорей в виде хака. Легнда же гласит что прохожие весь тот день слышали из оффиса Be Inc вопли и звуки мордобоя:)
Еще одним пунктом разногласий была многопользовательская поддержка. Спор шел между Домиником (специалист по ядру в данном случае) и Павлом Цислером (Pavel Cisler, создатель Tracker, пришелец из General Magic, потом работал в Easel, разрабатывая Nautilus, ныне работает в Apple над Finder — функциональным аналогом Tracker и Explorer) о том, где её реализовывать. Половина инженеров была за реализацию в ядре/файловой системе, половина — за реализацию в Tracker. Многопользовательсая поддержка была завершена, но так никогда и не опубликована, поскольку ломала совместимость со многими существовашими программами (к тому времени на BeBits.com их было около 15000)
(Некоторые разыскания показывают, что победили сторонники «ядерной» реализации — в ядре R5 имеется целый набор недокументированных функций для поддержки многопользовательского режима, в ядре R5.1/Dano их уже нет, несмотря на большую POSIX–совместимость Dano — CД)
Те кто, рассказывает эти и другие подобные история, всегда с ностальгией вспоминают «эти славные дни »
Be выпустила последний релиз, BeOS, 5.0 в марте 2000 года. Через полтора года Be была куплена компанией Palm, исходный код и значительная часть инженеров переместилась в PalmSource, Inc. PalmSource объяснил, что не собирается никоим образом использовать BeOS, но немецкая компания, созданная независимыми BeOS–разработчиками,, YellowTAB, собирается выпустить основанную на BeOS OS Zeta в этом году. Zeta основана на неопубликованном «BeOS 6" и в настоящее время находится в стадии подготовки версии 1.0–RC3.
Несмотря на то, что наследие BeOS может жить в Zeta или OpenBeOS, вряд ли когда–нибудь это будет то же самое ощущение, как во времена BeOS 4.5.2 (по мнению многих инженеров, лучшая из версий BeOS). Было такое чувство, что у этой OS есть своя душа (конечно и у BeOS есть свои технические проблемы). Было ощущение чистоты и стройности. Лично я практически не пользуюсь ныне BeOS ( гружусь в него раз в месяц–два), но это чувство, которое не давал и не дает мне никакой другой софт, всегда будет со мной.»
От редакции:
Хорошо бы собрать и воспоминания «ранних» русских BeOS–ников, пока же замечу, что и «мы» внесли свой вклад.
Компания SWSOFT, основанная выпускниками Физтеха, ныне известная среди русских фанатов продуктом ASPLinux, сотрудничала с Be Inc. Она были продавцами BeOS в Юго–Восточной Азии и России.
Впрочем, в послекризисном 1999–м году вряд ли Россия была хорошим рынком — Стас Максимов рассказывал, что он лично продал ту самую единственную проданную SwSoft–ом в России копию GoBe Productive, если не ошибаюсь, человеку под ником Alex946.
Также SWSOFT написал по заказу Be Inc драйвер цветных принтеров HP, драйвер для NTFS и (незаконченные) драйвера BFS для Windows9* и NT4. Кроме того в «свободное» время Стас написал переключатель клавиатурных раскладок Switcher, а другой работник SWSOFT, Максим Базаров — файловый менеджер BeFar.
Кроме того они долго поддерживали тогдашний главный русский BeOS–сайт BeNews.ru, первоначально созданный Стасом как beos.lgg.ru — BeOS In Russian (к нему позднее присоединился Максим Базаров с сайтом beos.org/russia). Максим же был одним из основателей BeRussia User Group — официальной (в смысле регистрации и взаимодействия с Be Inc) российской группы пользователей BeOS.
Еще заслуживает упоминания работа на Be Inc в качестве драйвер–программиста Дмитрия Будько — но это уже там, в Menlo Park.
Хочется еще отметить, что к статье на osnews.com есть много интересных комментариев, в частности, Николя Блашфор,
бывший разработчик аудиософта для Amiga, а нынче разработчик открытой PPC–платформы Pegasos и ОС для нее (MorphOS) высказывает более чем авторитетное мнение, что BeOS настолько опередил в свое время, что многие его функции и возможности только–только начинают реализовываться на других OS (впрочем, с гораздо больше кровью и меньшим изяществом).
Спасибо, интересно !!!
сабж =)
Было время...
Я впервые узнал о BeOS из выпуска «НеWinный Мир» (классное название!) журнала Hard'n'Soft за не-помню–какой месяц 1998 года (там же было про OS/2, Mac OS, Unix ). Мне было 14 лет и я только–только обзавёлся компьютером (PII–300 в конце 1997–го, затем двухпроцессорный PII–350 в феврале 1998–го). Мы с отцом занимались обработкой видео на компьютере (минута готового видео рендрилась больше часа на далеко не самом дешёвом по тем временам железе ). Потом в каком–то из журналов по видео попалась заметка «Все сюда. Видеомонтаж в BeOS.» с кратким обзором профессионального видеоредактора Adamation A–Studio (не путать с любительским personalStudio). Пооблизывались мы с отцом, но достать A–Studio, а тем более саму BeOS в Восточном Казахстане тогда было просто нереально. Только когда после 9–го класса поехал учиться в Новосибирск, мне попалась на глаза (битая :() пиратская копия R4.5, а в декабре 1999–го удалось заказать R4.5.2 через Питерский web–shop Примерно в это же время JLG разродился статьёй о перспективах Internet Appliances (см. BeNewsletter), далее Focus–shit, выпуск R5 (спасибо пиратам за R5 Pro от Gobe) и примерно через год — развал компании.
До сих пор BeOS (5.1d0 с патчами/апдейтами/драйверами и проч.) — моя основная ОС и иногда приходится перегружаться в винду или Linux для выполнения лаб.работ по учёбе либо из–за некоторых игрушек ;) Видео я больше не занимаюсь.
PS. A–Studio мне так и не удалось найти.
Было время...
байтораздирающие истории -8~(
Я вот тут о том же и даже раньше.
Я вот тут о том же и даже раньше.
http://qube.ru/forums/item/common/message/12704
Как вообше на сервер новости постить ?
Хотьбы кнопку какую приделали.
А так пишу в полуживой форум.
Грезы...
Начальник Чукотки купил бы вдобавок к «Челси» исходники BeOS у Palm ..
По крайней мере получил бы моральную поддержку (в случае чего) не только у фанов анг. футбола :)))))))))
Учитывая насколько тяжелые времена настали для олигархов, хе–хе . OS для России вам бы зачлось у прокурора.
Гду я могу купить КПК
с BeIA или хотя бы новые Palm с Cobalt?
Нафиг ностальгию. За работу товарищи!
Нафиг ностальгию.
BeOS много–много лучше чем Linux или Win с точки зрения API и потенциальных возможностей.
Вы видели WinAPI? Если не видели, поверьте мне — это С–ужас (чистый С — никаких обьектов).
Вы наверняка видели MFC. Что есть MFC — враппер над WinAPI. Чем глубже лезем в MFC — тем больше пачкаемся в С–структурах.
Вы видели GTK? Если не видели, поверьте мне — он недалеко ушел от MFC. Типа обьeктно–ориентированный, на самом с большой порцией всяких структур вместо классов, дескрипторов вместо обьектов, операторов вместо методов классов и т.д.
ИМХО BeAPI и по сей день остается _лучшим__обьектно–ориентированным__API_ (и только Qt может составить конкуренцию). А это многое значит.
Хороший АПИ — половина успеха альтернативной ОС.
Взгляните на KDE — путь который винда прошла за 10 лет они с, помошью Qt, прошли за 3–4 года.
Посмотрите на KDevelop — вот что значит хороший API!
Вторая половина — Open Source и GPL.
Это например понял наконец–то SUN — открывают код Solaris и Java.
И это так и не поняли в Be Inc. Ну спасибо им уже за API.
И спасибо команде OpenBeOS за новую ОС.
Имея такое АПИ _все_ можно сделать самим!
У Вас не работает любимый модем? Не поддерживается 5.1 звук? До сих пор нет 3D?
Засучим рукава и
За работу товарищи! Глаза боятся, а руки делают.
NP Bruce Dickinson. Chemical Wedding.
хехе, я так и знал!!!!
но не был уверен :–) теперь себе медаль повешу штоль — «единственный официяльный пользователь Gobe» хехехе.
кстати та покупка реально окупилась. и даже я бы сказал, принесла неплохую прибыль. и сейчас приносит.
Моё знакомство с BeOS
Я обожаю всевозможные операционки. Перепробовал немалое их количество, в основном — всякие Линуксы. В 1999–м году работал в Интернет–провайдере, в отделе техподдержки. Мимо пробегал парень по кличке Split, уж не помню его настоящего имени, сжимая в руке диск. Диск был выхвачен На диске оказалась BeOS 4.5. Узнав про новую операционку, я загорелся идеей её поставить. Пришёл домой, установил, уставился на чёрно–белый экран (поддержка nVidia Riva TNT2 M64 появилась только в версии 4.5.2), спросил у Split`а, что делать с чёрно–белым экраном, скачал апдейт И обалдел!!!
Сине–жёлтые
тона завораживали. Выпуклые radio–buttons, похожие на капельки ртути, так и просили быть щёлкнутыми. Я влюбился в эту систему с первого взгляда. Я тогда жил в университетском общежитии, и Интернет там был бесплатным, выделенным. Подключение Windows 98 к Интернету было кровавым ужасом. Каждое изменение, даже в Default Gateway, требовало перезагрузки. То же самое подключение в BeOS прошло за три минуты, и ещё три минуты я искал подвох, потому что ОНО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАК ПРОСТО!!! Скорость скачивания в BeOS была на десять килобайт выше. Даже потом, когда я подключался с модемом, BeOS подключался на 1333 бита в секунду быстрее и отключался реже.Когда в 2001–м пришла пора покупать новый компьютер, я специально подбирал список комплектующих так, чтобы они были совместимы с BeOS.
Сейчас, поменяв жёсткий диск и переставив BeOS, я провожу в нём почти всё время. Пытаюсь программировать, изучаю API. И когда я ухожу на работу, я оставляю компьютер включённым. На обработку одного пакета SETI BeOS 5 тратит, в среднем, 8 часов, а Windows XP — 12.
Коммюнити+GPL+API
2Oc, 2All
Я попытался коротко и сравнительно показать, что BeAPI — хороший API. И сравнил его с теми, что я знаю, видел.
GTK и Qt были приведены как ведушие библиотеки для разработчиков под Linux.
MFC как наиболее распространенная API для винды.
Я не первый конечно сарвниваю.
Вот можно тут почитать.
http://www.fifthplanet.net/cgi–bin/wiki.pl?Comparisons (это про FOX АПИ)
http://phil.freehackers.org/kde/qt-vs–mfc.html
КДЕ втрой версии появилась в 1999 году. Первое КДЕ в 1997. На мой взгляд переход от 2.х -> 3.х (1999–>2002/03) был весьма быстр.
Про разные философии в Qt ничего не знаю. На мой немного дилетантский взгляд Qt довольно монолитно.
Кстати для интересуюшихся вот диаграмма классов.
http://www.trolltech.com/products/qt/classchart.html?cid=4
К Qt надо привыкнуть (всякие моки, сигналы–слоты, предкомпиляции). Особенно после MFC.
Но в том что Qt — сильная штука — меня никто не разубедит. И еще она платформеннонезависимая.
По поводу SUN/Java/Solaris. Наверно был не очень пример (хотя 9–ый Solaris был с открытымы кодами долгое время если кто не знает).
Kороче
Я имел ввиду сказать, что чтобы успешно противостоять M$ и винде, альтернативная операционная система должна иметь коммюнити разработчиков, лицензию типа GPL (в крайнем случае BSD), и хороший API. У. BeOS все это есть.
Отправить комментарий